С 1 сентября 2016 года вступают в силу новые законы об арбитраже
С 1 сентября 2016 года вступают в силу новые законы об арбитраже. В конце 2015 года в России принят комплекс законов, устанавливающий новые начала третейского разбирательства (арбитража) и новые принципы.
       Важнейшим из них является Федеральный закон от 29.12.2015 № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации», регулирующий порядок образования и деятельности третейских судов и постоянно действующих арбитражных учреждений на территории РФ, а также арбитраж (третейское разбирательство). Кроме того, Федеральным законом от 29.12.2015 № 409-ФЗ внесены поправки в том числе в Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации», Закон РФ «О международном коммерческом арбитраже», Федеральный закон «Об акционерных обществах», Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ.
        Ключевой новеллой Закона об арбитраже является установление разрешительного порядка создания в России постоянно действующих арбитражных учреждений: теперь институциональные арбитражи могут создаваться только при некоммерческих организациях на основании акта Правительства РФ о предоставлении некоммерческой организации, при которой создается такое учреждение, права на осуществление функций постоянного действующего арбитражного учреждения.
        Правительство РФ выдает такие разрешения на основании рекомендаций Совета по совершенствованию третейского разбирательства, который подготавливает свои рекомендации по результатам анализа выполнения предусмотренных Законом об арбитраже требований.
        Так, для того чтобы российская некоммерческая организация получила разрешение на осуществление функций арбитражного учреждения, должны быть выполнены следующие требования:
•    правила арбитражного учреждения и его рекомендованный список арбитров должны соответствовать требованиям Закона об арбитраже;
•    представленная информация о некоммерческой организации, при которой создается арбитражное учреждение, должна быть достоверной;
•    репутация некоммерческой организации, масштаб и характер ее деятельности, с учетом состава ее учредителей (участников), должны позволять обеспечивать высокий уровень организации деятельности арбитражного учреждения, в том числе в части финансового обеспечения создания и деятельности учреждения, осуществление указанной организацией деятельности, направленной на развитие арбитража в России.
          По получении необходимого разрешения постоянное арбитражное учреждение может приступить к осуществлению своих функций после размещения принятых им и депонированных в Минюсте правил арбитража на своем официальном сайте в сети Интернет и уведомления Минюста о таком размещении.
          Вводится и новое требование к рекомендованному списку арбитров арбитражного учреждения. Так, количество арбитров (третейских судей) должно быть не менее 30, при этом не менее 1/3 арбитров должны иметь ученую степень, а не менее половины — обладать опытом разрешения гражданско-правовых споров в качестве судей (третейского, федерального или мирового судов) в течение не менее 10 лет. Стоит также отметить, что с 1 сентября 2016 года в соответствии с внесенными изменениями в закон РФ от 26 июня 1992 года № 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации» судьям, находящимся в отставке, разрешено заниматься третейским разбирательством, быть арбитрами.
          Новый закон об арбитраже расширяет категории споров, которые могут быть рассмотрены третейским судом. Так, стороны, обратившиеся в указанный суд, смогут разрешить в нем любые гражданские споры, коммерческие споры, возникающие между организациями и физическими лицами, включая индивидуальных предпринимателей, споры, вытекающие из хозяйственной деятельности государственных и коммерческих предприятий, а также физических лиц, и другие категории.
          Кроме того, внесены изменения в Арбитражный процессуальный кодекс РФ и Гражданский процессуальный кодекс РФ, которыми определены категории споров, не рассматриваемых в третейских судах. К таким спорам относятся дела о несостоятельности (банкротстве), часть корпоративных споров, рассмотрение дел, связанных с госзакупками, а также вытекающих из деятельности публично-правовых и государственных компаний, споры о защите интеллектуальных прав и деловой репутации, споры, возникающие из трудовых, семейных, наследственных отношений, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества, и другие.
Реформы затронули и зону ответственности третейских судов. Так, некоммерческая организация, при которой создано постоянно действующее арбитражное учреждение, несет гражданско-правовую ответственность перед сторонами арбитража в виде возмещения убытков, причиненных в результате выполнения своих функций.
          Юридическое сообщество на законопроект отреагировало по-разному, однако многие отметили необходимость замены существующих норм функционирования третейских судов на новые. Сторонники закона полагают, что новый ФЗ сможет значительно улучшить российский институт третейского разбирательства, впрочем, интегрируется ли закон в правовое пространство, станет понятно только после формирования судами практики его применения.


Назад к списку новостей