Просмотров: 83
invisible

Содержание

Взыскание дебиторской задолженности

Дебиторская задолженность ― это юридически обязывающий инструмент, который компания использует для предъявления (финансовых) требований своим контрагентам за поставленные товары или оказанные услуги. В бухгалтерском учете дебиторская задолженность ― исключительно денежная категория, которая означает любой будущий доход, являющийся активом хозяйствующего субъекта.

Что такое дебиторская задолженность?

Дебиторская задолженность ― это право физического или юридического лица (кредитора) на получение в определенный срок денежной выплаты или материальной компенсации, гарантированных договором. Она представляет собой финансовое требование, которое кредитор подает к исполнению должником. Если компания отправляет клиенту счет-фактуру, дебиторской задолженностью является сумма открытого счета.

Дебиторская задолженность регистрируется по мере ее возникновения. Таким образом, компания фиксирует ее в бухгалтерских документах как прибыль, так как предполагается, что претензия будет погашена.

Виды дебиторской задолженности

Все требования можно классифицировать по длительности, характеру и перспективе взыскания.

По краткосрочной задолженности оплата проходит в течение года после отчетного срока.

Долгосрочная ― погашается по окончании года, следующего за годом окончания отчетного срока.

К типам финансовой дебиторской задолженности относятся:

  • расчеты, связанные с изменением собственного капитала предприятия и возмещением переплаченных сумм за акции компании;
  • эмиссия долговых ценных бумаг (превышение суммы, уплаченной компанией за покрытые долговые бумаги, сверх их стоимости);
  • требование о возврате дивидендов, ненадлежащим образом собранных владельцами;
  • финансовый лизинг в ситуации, когда предприятие является арендодателем.

Условная дебиторская задолженность включает в себя:

  • полученные компанией гарантии;
  • индоссамент векселя (передача полномочий по нему другому лицу);
  • уплаченные залоги и авансы при заключении предварительного договора.

Дебиторская задолженность является неоспоримой, если у должника есть денежные средства и он согласен с требованиями кредитора.

Спорная дебиторская задолженность возникает, когда должник официально оспаривает необходимость уплаты (отказ задокументирован в письменной форме).

Нормальное требование ― это обычный случай. В этом случае должник не несет риска дефолта, и он полностью оплачивает долг в пределах установленного срока.

Сомнительное требование возникает тогда, когда, местопребывание должника неизвестно или он объявил о финансовых трудностях. В последнем случае не всегда имеется достаточная масса для банкротства, чтобы полностью погасить долг.

Безнадежной считается задолженность, которая не может быть погашена. Требование учитывается как нереальное, когда соответствует одному из признаков п. 2 ст. 266 НК РФ:

  • нет имущественной массы для банкротства;
  • неизвестно местонахождение должника и наличие у него банковских счетов;
  • истек срок исковой давности;
  • юрлицо прекратило свое существование;
  • физлицо признано банкротом.

В этом случае кредитор может полностью списать дебиторскую задолженность. Когда составляется баланс, дебиторская задолженность отражается на стороне активов. При этом проводится различие между различными типами дебиторской задолженности.

Сбор доказательств дебиторской задолженности

Взыскание дебиторской задолженности

Если компания предоставляет услугу клиенту или поставляет ему продукт, счета-фактуры, которые сопровождают это, являются дебиторской задолженностью. Они учитываются в балансе как дебиторская задолженность.

К заявлению должны быть приложены подтверждающие документы и другие данные, из которых вытекает претензия:

  • договоры,
  • счета–фактуры,
  • свидетельства о взносах,
  • налоговые декларации и т. д.

В случае требования процентов за просрочку платежа необходимо доказать факт просрочки. Проценты должны быть указаны фиксированной суммой.

При приеме заказов и оказании услуг желательно заключать договор в письменной форме. Однако в бизнесе бывают разные ситуации. Иногда предприниматели работают вместе уже много лет и доверяют друг другу. В других случаях на заключение договора просто не хватает времени, так как выполнение услуги является срочным. В таких ситуациях также возможно предъявление требований по оплате. Закон не препятствует заключению договоров в устной форме, если их содержание и цели не противоречат правовым нормам. Договор является обязательным для сторон независимо от формы, в которой он заключен.

Отсутствие письменного соглашения, в котором указаны точные условия заказа, не перечеркивает шансы доказать, что услуга была оказана. Помочь в этом могут:

  • показания свидетелей (сотрудников, родственников, знакомых);
  • почтовая рассылка о заказе;
  • SMS-сообщения;
  • записи телефонных звонков;
  • аудиовизуальные записи мониторинга;
  • фотографии, документирующие этапы выполнения заказа;
  • квитанции об оказании услуги;
  • другой тип письма или сообщения, предполагающие факт оказания услуги.

Показания свидетелей могут быть ключевым доказательством в вашу пользу. Еще одним серьезным аргументом является переписка между сторонами. Она не должна укладываться прямо в содержание договора. Достаточно, чтобы ее смысл касался предмета и, например, указывал, как, где или когда будет оказана услуга.

В настоящее время ведение электронной почты или различных типов обмена мгновенными сообщениями является чрезвычайно распространенным явлением. В спорных ситуациях эти сведения могут быть использованы в суде и свидетельствовать в вашу пользу. Однако они должны, хотя бы косвенно подразумевать, что речь идет о выполнении именно той услуги, за которую вы требуете оплаты. Если уже во время выполнения услуги возникают опасения, что заказчик может быть нечестен, стоит позаботиться о том, чтобы документировать выполняемую работу как можно более полно и избегать принятия каких-либо устных решений.

В некоторых случаях доказательством основания для взыскания задолженности может быть принятие так называемых заключительных действий. Если трейдер получает от лица, с которым он находится в постоянных экономических отношениях, предложение о заключении договора в рамках своей деятельности и не дал официального отказа, договор будет автоматически считаться заключенным. Однако стоит помнить, что это регулирование распространяется только на предпринимателей, которые находятся в постоянных экономических отношениях, т. е. регулярно сотрудничают друг с другом в течение длительного периода времени, а объект договора находится в рамках предпринимательской деятельности, осуществляемой адресатом.

Кто может взыскать дебиторскую задолженность

Взыскание долгов допускает получение определенных материальных ценностей любыми средствами, находящимися в рамках закона. Необходимые действия, связанные с погашением требований, может выполнять сам кредитор, а также физическое или юридическое лицо, действующее по его указанию.

В случае судебного разбирательства, исполнительное производство передается судебному приставу.

Способы взыскания долга

Претензии могут быть предъявлены во внесудебном порядке с помощью процедуры предупреждения. Для этого кредитор подает ходатайство о выдаче уведомления о предупреждении. В этом уведомлении о предупреждении должнику указывается крайний срок, в течение которого он должен заявить о себе или погасить задолженность. Если должник не отвечает или оспаривает часть требования, кредитор может запросить уведомление об исполнении или подать иск в дальнейшем.

Дебиторскую задолженность можно взыскать в судебном порядке. Если требования установлены судом, кредитор может осуществить взыскание. К ним относятся, например, конфискация средств на счетах или движимого имущества. В случае с недвижимостью может быть принято решение о выкупе или принудительном управлении.

Направление претензий аффилированным лицам

Если у компании есть дочерняя компания, которая взаимно закупает товары или услуги друг у друга, счетами за нее являются дебиторская задолженность. Например, если материнская компания предоставляет услугу дочерней компании, она выставляет счет за нее и учитывает его в своем балансе в качестве дебиторской задолженности. Для дочерней компании счет представляет собой обязательство.

Претензии к компаниям, с которыми существуют долевые отношения

Это похоже на случай аффилированных компаний, за исключением того, что одна компания просто владеет долями в другой компании и не является ее полным владельцем.

Претензии к партнерам ООО

Несколько особый случай ― это когда ООО предъявляет претензии к партнеру (обычно управляющему партнеру). Это законно, но должно быть правильно учтено, иначе могут возникнуть проблемы с налоговой инспекцией.

Снятие средств с компаний возможно только в рамках распределения прибыли. Однако на практике существует вероятность того, что акционеры могут снимать средства, даже если прибыль отсутствует. В этом случае компания предоставляет кредит партнеру. Поэтому на взятые деньги нужно начислять проценты.

Сумма денежных средств регистрируется на расчетном счете партнера и выплачивается партнеру. Теперь у него есть претензии к партнеру, потому что он должен выплатить проценты. Эти платежи производятся на расчетном счете партнера.

Задолженность подлежит взысканию только в период действия исковой давности, т. е. по истечении определенного срока должник может отказать в удовлетворении требования. Обычный срок исковой давности составляет три года и начинается в соответствии с конца года, в котором возникла претензия. Однако существуют также более короткие или более длительные сроки исковой давности, в зависимости от характера задолженности.

Этапы работы с дебиторской задолженностью

Существует три основных этапа взыскания:

  1. Внесудебный.
  2. Претензионный порядок.
  3. Судебное разбирательство.

На каждом из них можно мирно решить проблему просроченных обязательств.

Внесудебный. На этом этапе кредитор или действующая от его имени компания в случае задержки оплаты по обязательствам пытается мирно урегулировать вопрос. Кредитор отправляет письма с призывами или связывается с должником по телефону либо через своих представителей.

Должник может, например, обратиться к кредитору с просьбой о продлении срока погашения, снижении размера платежей или частичной приостановке начисления процентов. В качестве исполнения обязательств по долгу могут быть предложены:

  • новация ― замена изначального требования другим обязательством;
  • передача части имущества либо интеллектуальной собственности в качестве отступных;
  • взаимозачет;
  • уступка прав требования третьим лицам.

Внесудебный порядок позволяет решить вопрос погашения дебиторской задолженности с минимальными потерями для всех участников.

Претензионный порядок.

Перед тем, как дело будет передано в суд, кредитор должен отправить досудебное платежное заявление лицу, имеющему задолженность. В этом документе должна содержаться информация о последствиях передачи долга в суд в случае невыплаты в установленный срок. В претензии необходимо указать:

  • основания возникновения требований;
  • сумму долга, процент за просрочку платежа и размер пени;
  • срок полного погашения долга.

Направление досудебной претензии является обязательным условием для подачи иска в суд.

Судебное разбирательство

Взыскание дебиторской задолженности

Если требования к погашению задолженности не увенчались успехом, и должник настойчиво избегает контакта, кредитор может обратиться в суд. Дело может рассматриваться в ходе открытого заседания с участием обеих сторон или в особом порядке, не требующем присутствия истца.

В обоих режимах, как правило, следствием направления кредитором иска об оплате является выдача судебного приказа, по которому кредитор может взыскать деньги. У должника есть 10 рабочих дней недели, чтобы отменить приказ или подать возражения. В этом случае будет назначено первое слушание в обычном порядке.

  1. Подготовка
    Перед официальным началом судебного взыскания долгов кредитор или его представитель собирает документы, необходимые для начала дела. Несмотря на то, что на этапе упрощенного разбирательства не нужно предоставлять доказательства, требуется их описание. В случае, если суд сомневается или должник подает возражение, кредитору необходимо иметь документально подтвержденные основания для своих требований. Помимо данных обеих сторон и описания основания претензий, на этом этапе необходимо оплатить судебные расходы. В случае положительного решения их обязан компенсировать должник.
  2. Подача иска
    К исковому заявлению в арбитражный суд необходимо приложить документы, подтверждающие обоснованность требований, досудебную претензию, направленную ответчику, квитанцию об оплате госпошлины.
  3. Рассмотрение дела
    В ходе судебного разбирательства судья устанавливает факт наличия задолженности, ее правовые обоснования, срок давности. Если должник не может опровергнуть требования кредитора, выносится решение о погашении дебиторской задолженности, на основании которого может быть возбуждено исполнительное производство.

Как получить деньги по исполнительному листу

После получения решения суда, дело по просьбе кредитора может быть передано в исполнение судебным приставам. В зависимости от финансового положения должника пристав может постепенно взыскивать дебиторскую задолженность, инициировать процедуру банкротства или принять решение о прекращении исполнительного производства, если окажется, что нет возможности вернуть деньги.

Если же кредитору известен номер расчетного счета должника, исполнительный лист можно подать непосредственно в банк.

Особые случаи

В некоторых ситуациях взыскание дебиторской задолженности представляет особую сложность.

  1. Ответчик может находиться в стране, где из-за отсутствия международного договора о взаимопомощи не признаются решения российских арбитражных судов. В тех же государствах, с которыми такой договор заключен, для взыскания средств необходимо сначала подать иск в местный суд. Только после того, как он подтвердит решение российского суда, можно будет получить исполнительный лист.
  2. Если имущество и активы должника находятся за границей, то их взыскание потребует больших расходов и длительных согласований.
  3. В случае банкротства ответчика имущество, подлежащее взысканию, распределяется между кредиторами в порядке очереди согласно ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». У кредиторов в конце очереди шансов вернуть дебиторскую задолженность практически нет.
  4. При ликвидации юрлица важно успеть подать требование назначенному управляющему в двухмесячный срок с момента публикации сведений о ликвидации в «Вестнике государственной регистрации».

Если самостоятельное взыскание дебиторской задолженности кажется вам слишком сложным, стоит помнить, что вы всегда можете прибегнуть к помощи профессионалов.

Специалисты нашей компании имеют опыт и знания, благодаря которым доказать выполнение услуги ненадежному контрагенту будет намного проще.

Каждый случай индивидуален, поэтому юристы сначала тщательно изучат его, чтобы затем выбрать решение, наиболее оптимальное и адаптированное к нашей проблеме. Они подскажут, как доказать выполнение услуги, помогут собрать доказательства и подготовить иск, а затем проведут судебное разбирательство.