Содержание
Для долгожданного ремонта жилья вы наняли бригаду строителей по рекомендации, заключили письменный договор, согласовали проект и закупили лучшие материалы. Но результат вас не порадовал: обои наклеены не в стык, новая сантехника дала течь, а между досками ламината сверкают зазоры.
Как правильно предъявить претензию подрядчикам, если они плохо сделали ремонт в квартире? Читайте наш материал, основанный на Законе о защите прав потребителей.
Что значит «некачественный» ремонт?
Согласно закону, квартирный ремонт плохого качества подразумевает несоответствие результата работ:
- договору подряда – по объему, строительным материалам, технологии, визуальному проекту;
- строительному ГОСТу или СНиПу – обязательным стандартам качества, установленному государством;
- целям проживания в квартире;
- требованию безопасности.
Примером ремонта квартиры с недостатками можно назвать небрежную установку натяжных потолков из-за чего на внутренней поверхности потолочного полотна остался строительный мусор (АС Кемеровского областного суда от 27.07.2017 N 33-7868/2017).
Однако негативная личная оценка заказчика не обязательно будет свидетельствовать о нарушении качества. К примеру, подрядчик не несет ответственность за негармоничное сочетание согласованных в дизайн-проекте цветов декоративной штукатурки и линолеума.
Дефекты строительных работ можно условно разделить на видимые и скрытые. Первый тип легко обнаружить при обычном осмотре; для второго понадобиться экспертиза качества либо он проявится позже, в процессе эксплуатации жилища. Любой тип недостатка строители обязаны устранить.
Как действовать?
Видимые изъяны ремонта можно заметить в ходе приема конечного или промежуточного результата работ. Но если вы уже обезопасили себя и для приемки наняли стороннего эксперта, выявиться могут и скрытые. Предъявлять претензию можно и нужно сразу.
После приемки (при проживании в квартире) обычно проявляют себя скрытые дефекты: последствия неправильной технологии строительства и некачественных материалов. В этом случае спорить с подрядчиком получиться в течение указанного в договоре срока гарантии. Если договор не содержит такового, то он считается равным двум годам.
Первая задача состоит в письменной фиксации в акте недостатков сообща с приглашенным подрядчиком. Каждый дефект должен быть ясно и, насколько это возможно, подробно прописан. Документ с перечнем недостатков должны подписать вы и подрядчик. При разногласиях стоит нанять независимого эксперта, который установит несоответствия за вас.
Вторым действием будет выбор одного из альтернативных требований, которое вы предъявите строителям:
- в адекватный срок доделать работу до нужного уровня качества;
- уменьшить стоимость работы;
- бесплатно сделать работу заново;
- оплатить работу другого подрядчика по устранению дефекта.
Если строительный дефект существенный (переделать работу невозможно или нерационально из-за значительных временных и материальных затрат), то с подрядчика можно требовать полный возврат оплаты. К примеру, пластиковое окно, закрывающееся только с применением значительного усилия, нельзя привести к норме, такая конструкция подлежит замене (АС Верховного суда Республики Башкортостан от 06.08.2015).
Третье – устное предъявление выбранного требования подрядчику. Если претензия принята, результат договоренности записывается в акт или отдельное соглашение. Например, все в том же акте можно прописать, что подрядчик в пятидневный срок безвозмездно переустанавливает несимметричные дверные наличники.
Если компромисса со строителями не получилось, четвертым действием будет направление претензии с обязательным сообщением в ней, что следующим вашим шагом будет суд. Кроме того, у заказчика, как при обнаружении существенного дефекта, появляется абсолютное право требовать назад всю оплату ремонта.
Послать претензию можно заказным письмом (сохранив квитанцию об отправке) или вручить лично секретарю фирмы (попросив сделать отметку о получении на вашем экземпляре).
По прошествии десяти дней – именно такой срок дан законом исполнителю на ответ потребителю – можно обращаться в суд.
От вас потребуется исковое заявление и все доказательства дефектности ремонта: договор, проект, акты приема, заключение эксперта, претензия и, если был, ответ строительной фирмы.
За помощью можно смело обращаться к юристам: оплаченные услуги будут постфактум взысканы с подрядчика. Еще суд обязательно оштрафует фирму, которая не пошла навстречу потребителю. К радости последнего, штраф будет в его пользу.