Просмотров: 4451
invisible

Содержание

Ликвидация юридических лиц

Ликвидация юридического лица – это процесс полного прекращения его хозяйственной деятельности. Важно, что при ликвидации не происходит перехода прав и обязанностей юридического лица, как это бывает при реорганизации. Процесс добровольной ликвидации компании происходит в соответствии с четко установленными в законе правилами – они указаны в ФЗ № 129 (от 08.08.2001г.). Кроме того, вопрос действий при ликвидации также должен освещаться в учредительных документах компании.

Процедура ликвидации юридического лица начинается с инициативы о ликвидации – она может исходить от совета директоров, одного директора или любого участника общества. Далее на общем собрании участников принимается решение о ликвидации, при этом итоговое решение необходимо зафиксировать письменно. Теперь можно назначить ликвидатора или сформировать состав ликвидационной комиссии.

Ликвидационная комиссия – это орган, который обязан: 
- выполнять управленческие функции (за рядом исключений в соответствии с законом), представительствовать от имени юрлица в государственных органах, суде; 
- вести публикации о всех проходящих этапах ликвидации; 
- составить перечень кредиторов и известить и о начале процедуры ликвидации; 
- взыскать дебиторские задолженности. 

Задача ликвидационной комиссии проста – нужно в установленные сроки завершить деятельность компании с максимальным соблюдением интересов учредителей, участников и контрагентов.

После того, как ликвидационная комиссия создана, следует уведомить госорганы – в течение 3 дней соответствующее извещение нужно отправить в ФНС РФ. При этом если речь идет о ликвидации некоммерческой организации – в те же сроки извещение следует отправить в Минюст. Для уведомления предусмотрена форма (Р15001). Подпись на этом документе должна быть нотариально заверена, а в качестве приложения отправляется также решение о ликвидации. Важно не забыть уведомить ПФР и ФСС РФ.

В «Вестнике государственной регистрации» публикуется сообщение о том, что принято решение о ликвидации юридического лица, а также сообщается информация об удовлетворении требований кредиторов. 

Кредиторов тоже нужно оповестить – каждому из них по почте отправляется извещение (с уведомлением о вручении). У кредитора есть 2 месяца с момента опубликования информации о ликвидации для заявления своих требований.

Расчеты по задолженностям и ликвидационный баланс

Ликвидационный баланс бывает двух видов – окончательный и промежуточный (см. ч. 2 и 6 ст. 63 ГК РФ).

Подготовка промежуточного ликвидационного баланса начинается сразу после учета всех требований кредиторов. В промежуточном балансе содержится следующая информация: 
- текущий баланс (имущественное состояние компании); 
- заявленные требования кредиторов; 
- результат рассмотрения требования кредиторов; 
- претензии и иски по дебиторским задолженностям. 


Кредиторы и должники юрлица, которые не согласны с информацией в промежуточном ликвидационном балансе, могут обратиться в суд с соответствующими исками. Сам документ промежуточного ликвидационного баланса должен быть передан на утверждение учредителям. 

Важно отметить что форма промежуточного баланса может быть произвольной – закон не обязывает соблюдать какие-либо шаблоны для заполнения этого документа. После подписания баланса нужно отправить уведомление в регистрирующий орган (форма Р15001).

Промежуточный баланс утверждается только после того, как завершены все судебные разбирательства и проверки в отношении компании (если таковые имеются). Случается, что имущества юрлица не хватает для погашения долгов перед кредиторами – тогда дальнейший процесс регулируется правилами, указанными в статье 64 ГК РФ.

После того, как взаиморасчеты с кредиторами завершены, начинается составление окончательного ликвидационного баланса. При этом активы, которые остались на балансе после погашения всей кредиторской задолженности, распределяются между учредителями и другими лицами, которые имеют права на эти активы. Это распределение происходит в соответствии с ч.8 статьи 64 Гражданского кодекса РФ.

Через 2 месяца с момента публикации сообщения о ликвидации нужно проинформировать регистрирующий орган, и вместе с уведомлением направить документы: 
- заявление о государственной регистрации ликвидации по форме Р16001 (с нотариально заверенной подписью учредителя; 
- протокол собрания учредителей об утверждении окончательного ликвидационного баланса; 
- квитанция об оплате госпошлины; 
- справки об отсутствии задолженности из ПФР и из ФСС; 
- окончательный ликвидационный баланс.

Спустя 5 дней заявитель получает документ – лист записи ЕГРЮЛ о государственной регистрации ликвидации юридического лица. Теперь можно закрыть банковский счет, в установленном порядке уничтожить печать, передать в архив документы компании.

Получение этого листа представляет собой формальный момент ликвидации юридического лица. Далее уже регистрирующий орган публикует официальную информацию о ликвидации.

Специалисты адвокатского бюро «Честь и Закон»профессионально и оперативно подготовят для вас все необходимые документы для ликвидации юридического лица. Мы проследим за соблюдением сроков предъявления требований к уведомлению кредиторов и регистрирующего органа. Также при наличии оснований для банкротства мы можем составить соответствующее заявление в арбитраж.

Благодаря профессиональным юристам адвокатского бюро «Честь и Закон» процедура ликвидации юридического лица будет проведена в кратчайший срок и строго в соответствии с установленными в законе правилами.