Подготовили для вас рекомендации, как действовать в ситуации, когда недобросовестный поставщик пытается подтвердить поставку, которой не было, и какие аргументы помогут убедить суд в том, что документы о поставке фиктивные.
1) Сошлитесь на то, что у поставщика не было спорного товара на момент передачи по документам.
Рекомендуем начать с проверки того, был ли вообще товар на момент «передачи» у вашего поставщика в необходимом количестве. Для этого следует истребовать у контрагента документы о закупке им спорного товара. Суды обращают внимание на нестыковки в документах и обстоятельствах, которые подтверждают факт закупки для передачи покупателю или производства силами поставщика.
Стоит сравнить, какой товар поставщик закупил для передачи вашей компании, а какой по документам передал. Сопоставлять следует количество, наименования, единицы измерения. Если есть расхождения — сможете доказать, что товар у поставщика отсутствовал. Значит, и передать вам он его не мог. Еще стоит проверить платежные документы по закупке. Если в них нет реквизитов договора или печати банка, укажите на это суду. Также следует изучить реквизиты контрагента поставщика. В частности, сопоставить даты создания организации с датой договора закупки, проверить, как назывались компании в тот период, кто был директором.
2) Укажите на ошибки и нестыковки в реквизитах первички.
Чтобы доказать обман со стороны поставщика, советуем поискать ошибки и несоответствия в складских документах. Товарно-транспортные и транспортные накладные, акты о приемке товаров — бланки строгой отчетности, следовательно, в них должны быть обязательные реквизиты. Без них у документов не будет доказательственной силы. Такие реквизиты: количество, наименование и цена товара, а также подписи с расшифровками и печати сторон. Если каких-то из них нет либо в них допустили ошибки, суд откажется взыскать деньги с покупателя.
Стоит также проверить, были ли у получателя, которого указали в накладной, полномочия на приемку товара. Если не было, заявляйте: нет доказательств, что товар передали представителю именно вашей компании.
3) Запросите сведения у перевозчика, которого указал в документах поставщик.
Доказать фиктивность поставки будет проще, если формальные документы контрагента говорят не о самовывозе, а о доставке перевозчиком. Это означает, что у вашей компании есть дополнительный источник информации, в котором можно отыскать нестыковки. Рекомендуем проверить сведения о перевозчике и транспорте, который по бумагам доставлял товар. Так, можно сделать запрос геолокации грузового транспортного средства по системе «Платон» в дату отгрузки товара и сравнить с адресом из транспортной накладной.
Например, на дату отгрузки грузовая машина находилась в другом городе. Это будет весомый довод в пользу того, что документы контрагента фиктивны. Кроме того, проверьте корректность реквизитов грузоотправителей и грузополучателей, сведения о грузе: совпадают ли данные о перевозчике и транспорте в путевых листах с данными в накладных.
Рекомендуем связаться с водителем, которого указали в спорной накладной, и уточнить у него, может ли подтвердить, что доставлял товар. Если скажет, что спорной доставки не было, советуем оформить его показания нотариальным протоколом допроса.
Кроме того, следует проверить маршрут от склада до места разгрузки: соответствует ли время доставки по документам реальному времени доставки. Можно использовать открытые источники, например Яндекс.Карты. В частности, если поставщик утверждал, что перевез товар за два дня туда, куда путь составляет не менее недели без остановок на сон и отдых. Еще стоит проверить, где именно по документам поставщик передал товар. Удачно, если это территория закрытого или режимного объекта, въезд на которую возможен только по пропускам. В таком случае стоит направить запрос на этот объект, чтобы показать: транспорт со спорным грузом не заезжал.
Материал подготовлен на основании данных электронного журнала «Юрист компании».