Содержание
Репутация коммерческой структуры складывается из общественного восприятия её действий и политики. Построение устойчивого и позитивного имиджа организации – это неотъемлемый элемент успешности в бизнес-среде.
По гражданскому праву репутация юридического лица классифицируется как нематериальное благо, подлежащее защите в суде в случае её нарушения. Цели такой защиты включают восстановление доброй славы и возмещение убытков, возникших вследствие порчи репутации.
Какие факторы могут нанести вред деловой репутации?
Основным является распространение информации, формирующей отрицательное впечатление об организации.
Такое воздействие может отразиться на снижении интереса к продукции или услугам компании, потере доверия бизнес-партнеров, упущении возможностей для привлечения новых клиентов, что в итоге может повлиять на прибыльность.
С точки зрения права, вред репутации может быть причинен распространением заведомо ложных, дискредитирующих фактов. Судебная защита возможна при соблюдении трех условий:
- Информация должна включать утверждения, наносящие вред репутации. Это может быть, например, обвинение в неправомерных действиях. В сложных случаях для доказательства дискредитации может понадобиться судебно-лингвистическая экспертиза.
- Данные должны быть представлены в форме категоричных утверждений, а не субъективных мнений. Примером может служить ситуация, когда суд признал информацию о нарушении ректором вуза прав студентов как порочащую и потребовал её удаления из сетевого издания.
- Мнения и оценочные суждения, в отличие от утверждений, не рассматриваются как наносящие ущерб, поскольку они не подлежат объективной проверке. Например, рецензия блогера на качество блюд в ресторане не считается порочащей.
Важно отметить, что судебная защита охватывает как отрицательные высказывания о деятельности организации в целом, так и комментарии, касающиеся её руководства, сотрудников, владельцев и даже товарных знаков.
Чтобы квалифицировать информацию как дискредитирующую, она должна быть фактически ложной. Иными словами, представленные данные не должны соответствовать истине, и обязанность доказывания их достоверности возлагается на автора.
Тем не менее, если в ходе судебного разбирательства окажется, что описанные события на самом деле имели место, то организация не сможет добиться защиты своей репутации, независимо от того, как отрицательно эти события могли повлиять на ее имидж. Например, в одном из случаев компания подала в суд на газету за публикацию статьи о больших долгах за электроэнергию, но редакция смогла доказать существование долга (Решение Арбитражного суда Северо-Западного округа от 30.11.2016 N Ф07-8523/2016).
Чтобы считаться порочащими, данные должны быть опубликованы или обнародованы. Согласно действующей юридической практике, под распространением понимается передача информации минимум одному человеку.
Такие спорные сообщения обычно появляются в печатных СМИ, на интернет-ресурсах и форумах, передаются по радио, телевидению, озвучиваются в ходе публичных выступлений и фиксируются в официальной переписке.
В то же время заявления в государственные учреждения, такие как прокуратура или полиция, по современным юридическим нормам не считаются распространением. Например, в одном из дел суд отказал в иске о защите репутации компании, против которой была подана жалоба в прокуратуру на нарушение санитарных норм. Этот отказ был аргументирован тем, что ответчик действовал в рамках своего права на обращение в органы власти, что не является распространением информации (Решение Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23.12.2015 по делу N А56-87641/2014).
Защита репутации
Законодательно закрепленный первостепенный метод восстановления деловой репутации компании состоит в обязанности источника информации выполнить опровержение опубликованных данных. Это опровержение должно производиться в идентичном формате и через тот же канал, где была изначально размещена информация, будь то средства массовой информации, письменное уведомление или онлайн-платформы.
В дополнение к этому, компания, репутация которой подверглась клевете, имеет право на публикацию своего официального ответа на ложные утверждения в том же источнике, где были опубликованы исходные сведения.
Если недостоверная информация была зафиксирована в официальных документах, например, в коммерческом письме, такие документы подлежат отмене.
Чтобы предотвратить дальнейшее распространение ложных данных, если широкое опровержение невозможно, компания может настаивать на удалении этой информации из доступных источников, включая СМИ и интернет. В некоторых случаях это может включать даже уничтожение физических носителей информации, например, газетных выпусков.
Когда автор клеветнических заявлений остаётся неизвестен, особенно в случаях с онлайн-публикациями, компании предоставляется право обращения в суд для официального признания недостоверности информации.
Ключевым правом компании, пострадавшей от распространения неверных сведений, является возможность требовать возмещения убытков при условии проведения опровержения. Отметим, что взыскание возможно только в отношении финансовых потерь, а не морального ущерба, который предполагает личные эмоциональные переживания и не применим к юридическим лицам. Для успешного взыскания убытков необходимо установить прямую связь между их возникновением и распространением некорректной информации.
Вопросы защиты деловой репутации обычно разрешаются в арбитражных судах. Соответствующее исковое заявление о защите репутации следует направлять в арбитраж, причем целесообразно воспользоваться услугами адвоката.
Сроки для подачи исков по вопросам репутации не установлены, за исключением дел, связанных с СМИ, где претензии можно предъявлять в пределах одного года с момента опубликования спорной информации.