Содержание
- Что такое моральный вред с точки зрения закона?
- Как происходит определение размера морального вреда в деньгах, и кто это решает?
- В каких случаях можно рассчитывать на адекватное денежное возмещение морального вреда, а в каких можно не тратить время на суд?
Современным законом защищены не только материальные интересы человека, но и принадлежащие ему неимущественные блага. Охраняются достоинство, честь, неприкосновенность тела, положительная репутация, тайна личной жизни, свободный выбор, честный труд, справедливое отношение и многое другое.
Гражданский кодекс обязывает нарушителя неимущественных прав компенсировать потерпевшему страдания деньгами.
Рассуждая о возможности получить материальное возмещение за ущемленные чувства, например, после травм в ДТП, эмоционального конфликта, кражи, столкновения с государством, проживания на отдыхе в грязном отеле, каждый непременно задает вопросы. Что признается моральным ущербом? Сколько денег можно требовать? Кто рассчитывает размер? И стоит ли вообще судиться, если часто присуждают незначительные суммы?
Ответы мы нашли, обобщив практику недавних судебных споров, и предлагаем ознакомиться с ними.
Что такое моральный вред с точки зрения закона?
Под таковым понимаются физические и нравственные страдания человека вследствие нарушения его неимущественных или, в некоторых случаях, имущественных прав.
Это переживания чувств утраты, скорби, униженности, обмана, несправедливости, ограниченности – список можно продолжать. Также это физическое ощущение боли, утрата полноценной способности двигаться, расстройство здоровья – неврозы, стресс, бессонница и т. п.
Как происходит определение размера морального вреда в деньгах, и кто это решает?
Если мы говорим о судебном споре, то заявляя исковое требование, пострадавший по своему убеждению оценивает перенесенные страдания. Это его право. Но конечное определение денежной суммы остается за судом.
В практике судопроизводства мало исков, по которым изначальная сумма компенсации удовлетворена полностью, обычно размер значительно снижается.
Четкого алгоритма или однозначных критериев расчета морального вреда нет.
Закон указывает суду исходить из степени вины нарушителя (но в некоторых случаях ответственность наступает и без нее), характера страданий, индивидуальных особенностей пострадавшего – возраста, восприимчивости, конкретной ситуации причинения вреда, жизненных последствий и длительности страданий. Если обобщить, то чем для данного человека страшнее переживания, тем больше будет компенсация.
Еще закон требует соблюдать разумность и справедливость компенсации: истец не должен за счет нее обогатиться, а ответчик претерпеть чрезмерное наказание. Во внимание будут приняты материальный уровень сторон и экономическое положение в местах их проживания.
В каких случаях можно рассчитывать на адекватное денежное возмещение морального вреда, а в каких можно не тратить время на суд?
Судиться или нет с причинителем страданий – личное дело каждого. Для кого-то цель судебной тяжбы заключается в получении денег, а для кого-то в самом факте привлечения обидчика к ответственности.
Адекватность суммы возмещения определить можно только субъективно. Мы сгруппировали дела о возмещении ущерба в зависимости от характера чувств и эмоций и посмотрели на обычно присуждаемые суммы.
Так, в самую высокую стоимость суды оценивают переживания, связанные с потерей близкого человека.
Близкие – это родители, дети, супруги, братья и сестры. Моральный вред родственникам может быть взыскан от сотни тысяч до миллиона рублей.
Обычно споры такого рода возникают для взыскания морального вреда при ДТП, а также с врачей, преступников (по вступившему в силу приговору), чиновников или иных ответственных лиц.
Например, матери двоих погибших несовершеннолетних сыновей было присуждено возмещение в размере 1000 000 рублей из заявленных 6000 000.
Дети умерли из-за обрушения аварийного здания, собственником которого был ответчик. Вина причинителя вреда состояла в пренебрежении обязанностью следить за безопасностью недвижимости (АО Свердловского областного суда от 24.01.2017 по делу N 33-201/2017).
850 000 рублей из 2000 000 запрошенных смог отсудить сын женщины, погибшей при наезде на нее автобуса, вследствие нарушения водителем правил дорожного движения (АО Санкт-Петербургского городского суда от 01.12.2016 по делу N 2-11118/2016).
В менее внушительные, но все-таки существенные суммы судебные органы оценивают страдания от вреда здоровью, физической боли из-за увечий, травм, приобретенных болезней.
Сюда же можно отнести дискомфорт от последствий всего перечисленного. За телесные и сопутствующие им мучения можно получить от нескольких десятков до сотен тысяч рублей. Ключевое значение будет иметь квалификация вреда здоровью и возможность выздоровления.
К примеру, с виновника ДТП в пользу получившего множественные переломы пассажира машины было взыскано 100 000 рублей из 300 000 желаемых. Суд учел, что врачами-экспертами вред здоровью истца был квалифицирован как тяжкий и сопровождался угрозой жизни (АО Ставропольского краевого суда от 29.03.2016 по делу N 33-1805/2016).
Компенсация морального вреда работнику за незаконное увольнение, задержку зарплаты, дискриминацию обычно взыскивается с работодателей в небольших размерах от тысячи до десяти тысяч рублей.
Однако здесь встречаются прецеденты и с большими суммами. В несоблюдении трудовых прав могут сыграть роль последствия: болезнь из-за отсутствия зарплаты, нервные срывы, ухудшение профессиональной репутации.
Так, врач, уволенный из больницы за нарушение стандартов оказания медицинской помощи, смог получить компенсацию в 50000 рублей из 200 000. В судебном разбирательстве истец доказал, что вмененный ему проступок не имел места в реальности. А последствием увольнения по инициативе работодателя стало не только лишение дохода, но и вред его деловой репутации в сфере медицины (АО Верховного суда Кабардино-Балкарской Республики от 30.04.2015 по делу N 33-492/2015).
При умалении чести, достоинства личности, репутации, доброго имени стоит рассчитывать в среднем на пять-десять тысяч рублей.
Например, такой частый и неприятный вид морального вреда за оскорбление личности в ходе конфликта суд признал адекватным сумме в 4000 рублей из 25000 указанных в иске (АО Ростовского областного суда от 25.08.2016 по делу N 33-14823/2016).
Или 5000 рублей из 30000 получил гражданин, обруганный начальником циничными выражениями в присутствии коллег (АО Верховного суда Республики Татарстан от 25.01.2016 по делу N 33-1322/2016).
Получить компенсацию за нарушения неимущественных прав должностными лицами и государственными органами можно, но это будут совсем крошечные суммы в одну-две тысячи рублей.
Например, с главы муниципального образования в пользу гражданина, которому было незаконно отказано в продлении срока аренды земельного участка, были взысканы 1500 рублей из 24000 (АО Свердловского областного суда от 08.06.2017 по делу N 33-8523/2017).
Но в этой категории споров есть исключение – реабилитация. Моральный вред реабилитированным гражданам из-за неправомерного уголовного преследования оценивается чуть дороже. Отсудить можно до 10000 рублей (АО Санкт-Петербургского городского суда от 14.12.2016 по делу N 2-2438/2016).
И наконец, самые незначительные суммы могут получить потребители за причиненный им моральный вред. Компенсации варьируются от 500 рублей до нескольких тысяч исходя из существа страданий и последствий.
С организаций и предпринимателей за нарушение потребительских прав на качество товара, получение услуги в срок, своевременный возврат денег, гарантийное обслуживание взыскивают немного.
Например, гражданину, получившему заказанную услугу по изготовлению и монтажу кухонного гарнитура с опозданием, присудили 500 рублей из запрошенных 100 000 (АО Ставропольского краевого суда от 04.05.2016 по делу N 33-3052/2016).
Чуть больше оценивается вред, результатом которого стало нарушение жилищных прав. Это можно видеть в спорах дольщиков с застройщиками, жителей с управляющими компаниями и т. д.
Так, за годовую просрочку в сдаче дома компанию обязали компенсировать дольщику вред в размере 5000 рублей, поскольку последний в течение всего года испытывал страх остаться без жилья (АО Ставропольского краевого суда от 04.04.2017 по делу N 33-2333/2017).